Международный уголовный суд (далее - МУС) - первый правовой институт, действующий постоянно, к компетенции которого относится преследования лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Основан на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. Находится в Гааге, однако его заседания, по решению суда, могут происходить в любом месте.

МУС отличается от международных судебных органов, в частности от Европейского суда по правам человека, в который лицо может обратиться только после использования всех национальных средств правовой защиты. Кроме того, уголовное расследование может состояться не только по запросу государства-участника, но и по инициативе гражданина, когда государство, под юрисдикцией которого находится лицо, подозреваемое в совершении преступления предусмотренного в Статуте, "не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом", то есть, данный суд является вспомогательным средством защиты прав и свобод человека и гражданина.

Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Украина пыталась ратифицировать Римский Статут Международного Уголовного Суда еще в 2000 году, во времена президента Леонида Кучмы. Верховная Рада подписала Устав, но не ратифицировала, через заключение Конституционного Суда, обращение к которому инициировал тогда Кучма.

Согласно выводу КС, устав не соответствует статье 124 Конституции Украины: "правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. К ним относятся Конституционный Суд Украины и суды общей юрисдикции" (часть третья статьи 124). "Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются" (часть первая статьи 124). То есть, в этом перечне нет Международного уголовного суда, простыми словами. МУС должен дополнять национальные органы уголовной юстиции, и только тогда он будет иметь полномочия к действиям на территории государства-участника, об этом говорится в уставе данного международного правового института. Заключение Конституционного Суда Украины исключило ратификацию Верховным Советом Украины Римского Статута Международного уголовного суда.

Верховный Совет Украины сегодня может обратиться только с персональным заявлением о признании юрисдикции Международного уголовного суда в отношении преступлений против человечности, которые привели к особо тяжким последствиям, но по определенным преступлений, определенных ТОЛЬКО Верховным Советом в заявлении. Такой прецедент произошел 25 февраля 2014, когда Верховным Советом Украины было принято Заявление в Международный уголовный суд о признании Украиной юрисдикции МУС о совершении преступлений против человечности высшими должностными лицами государства, которые привели к особо тяжким последствиям и массовым убийствам украинских граждан во время мирных акций протеста в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года. То есть, согласно нормам МУС, страна - участница сделала однократное обращение, однако это не является созданием системы контроля за действиями высокопоставленных чиновников и не исключает повтор подобного обращения (сценария) в будущем.

 


По материалам http://uainfo.org

 24 сентября 2018

Rain

11°C

Николаев

Rain

Новини