Оголошення

Редакція надає сприяння у пошуку експертів або фахівців для проведення психологічної, товарознавчої експертизи, досліджень на поліграфі.

Тел.: 0934767260

Перегляди: 6209

Основным объектом данного вида судебно-психологической экспертизы является личность человека в системе «человек – техническое устройство – среда», по вине или при участии которого произошли аварии, поломки техники и т.п. Экспертное исследование проводится в отношении водителей транспорта: автомобилей, железнодорожных составов, летчиков, диспетчеров и операторов энергосистем в случаях, когда у следователя или суда возникают сомнения в психофизиологических возможностях, качествах человека, обеспечивающих выполнение функций управления техникой, предотвратить наступление аварии либо ДТП.

Пользователем журнала предлагается заказать проведение данной судебной экспертизы или экспертного исследования. Редакция способствует в поиске профессиональных экспертов для качественного проведения данной экспертизы на досудебной или судебной стадии судопроизводства.

Подробное описание экспертизы

В настоящее время судебно-психологическую экспертизу проводят при расследовании происшествий на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском, хотя, безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Основные виды психологических экспертиз, которые могут быть назначены в административном деле или уголовном производстве: 1) Психологическая экспертиза психофизиологического состояния водителя (водителей) с целью установления возможности своевременной оценки водителем опасной ситуации; 2) Психологическая экспертиза психофизиологического состояния и действий пешехода (если пострадавший) 3) Психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности водителя (пешехода).

Нагадуємо, що науковий журнал запроваджує надання послуг «Консультація»: запит на проведення судово-психологічної експертизи за різними підставами, у тому числі із застосуванням поліграфа на замовлення зацікавлених осіб, суду, правоохоронних органів згідно процесуальних кодексів. - URL: http://expertize-journal.org.ua/konsultacia 

Во всех неосторожных преступлениях, включая автотранспортные, высокая цифра латентности. В немалой степени это объясняется значительной виктимогенностью, т.е.  виной потерпевших – пешеходов и других участников дорожно-транспортного движения, а также внешними ситуативными факторами: дорожными, психологическими, техническими, погодными и т.д.

Удельный вес всех неосторожных преступлений колеблется в пределах 10-12%. Две трети из них приходится на автотранспортные преступления.

В автотранспортных преступлениях значительна роль внешних ситуационных условий, способствующих наступлению вредных последствий. Можно отметить виктимогенность других лиц на дорогах, плохое обслуживание дорог, недостатки в работе служб ГАИ, отсутствие телефонной связи, что увеличивает смертность, и, наконец, метеорологические факторы.

Дорожно-транспортные преступления следует отличать от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), последние лишь в каждом втором-третьем случае могут оказаться действительно криминальными.

Расследование причин происшествий, связанных с управлением современной техникой, не может проводиться без выяснения роли психологического фактора в их возникновении.

Говоря о профессиональной деятельности шофера или летчика, следует особо отметить, что ее успешность во многом зависит от своевременности двигательных или, как их иначе называют, сенсомоторных реакций, совершаемых в ответ на внешние раздражители. Сами эти движения могут быть относительно просты, но в их основе лежат сложные психические процессы. И.М. Сеченов называл мышечное движение «выражением психической деятельности».

Организация автотехнической экспертизы без участия специалистов в области психологии приводит иногда к крайней схематизации и поверхностной физиологизации внутренних, психических механизмов человеческого поведения. Исходя из невозможности ретроспективно установить время реакции водителя в момент автотранспортного происшествия, эксперты-автотехники принимают значение 0,8 секунды за усредненное время реакции водителя, которым и оперируют в своей деятельности.

Ошибка заключается прежде всего в том, что общее время двигательного акта подменяется временем реакции. В упоминавшейся работе Б.Л. Зотова говорится: «Реакция водителя исчисляется временем, в течение которого человек воспринимает, осознает опасность и принимает решение для ее предотвращения. Воспринимаемая органами информация через нервную систему поступает в мозг, который оценивает полученную информацию и передает соответствующую команду для исполнения (например, нажать тормозную педаль или совершить определенный маневр»). Как видно, автор оставляет без внимания тот факт, что для нажатия на тормоз, тем более для совершения маневра, тоже необходимо время. Начало двигательного акта (оно является границей сенсомоторной реакции) еще не означает предотвращения вредных последствий, в особенности если речь идет о сложном маневре, осуществляемом на уровне сенсомоторной координации.

Учитывая многообразие ситуаций, в которых происходят происшествия (аварии), связанные с управлением техникой, представителям правоохранительных органов необходимо иметь в виду, что назначению данного вида СПЭ должна обязательно предшествовать консультация с экспертом-психологом, которая позволит правильно сформулировать вопросы, выносимые на разрешение экспертов.

Вопросы, выносимые на судебно-психологическую экспертизу по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой:

1. Имели ли существенное влияние индивидуально - психологические особенности и эмоциональное состояние подэкспертного на его поведение в аварийной ситуации? 

2. Повлияли ли (и каким образом) индивидуальные свойства психических процессов подэкспертного (указать в зависимости от того, что имеет значение для дела: память, внимание, восприятие, мышление, особенности эмоциональных реакций) или функционирования сенсорных процессов (зрение, слух, обоняние и т.д.) на адекватность восприятия особенностей и содержания аварийной ситуации (указать имеющиеся признаки ситуации, которая исследуется в деле)?

3. Находился ли подэкспертный на момент совершения противоправных действий в эмоциональном состоянии (и в каком именно (сильный страх, подавленность, растерянность, отчаяние, эмоциональный стресс, фрустрация и т.д.)), которое существенно повлияло на его сознание и поведение (или согласно делу на деятельность, выполнение профессиональных обязанностей)?

Дополнительные вопросы:

4. С учетом объективных данных о механизме ДТП, а также индивидуально-психологических особенностей подэкспертного лица, имелась ли у него реальная психологическая возможность правильно оценить аварийную дорожную ситуацию и адекватно повлиять на ее предотвращение?

5. Находился ли подэкспертный в момент совершения ДТП в психическом состоянии, которое могло существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

6. Соответствует ли поведение подэкспертного в данной дорожной ситуации, судя по его словам, реальным возможностям психологического реагирования в аналогичных условиях?

7. Обосновано ли психологически движение пешехода перед наездом на него автомобиля в сторону, противоположную правой обочине, т.е. к центру дороги?

Нагадуєм, що науковий журнал запроваджує надання послуг «Консультація»: запит на проведення судово-психологічної експертизи за різними підставами, у тому числі із застосуванням поліграфа на замовлення зацікавлених осіб, суду, правоохоронних органів згідно процесуальних кодексів. - URL: http://expertize-journal.org.ua/konsultacia 

Звертаємо увагу, організація проведення професійних консультацій всім зацікавленим здійснюється членом Президії Науково-консультативної та методичної ради з проблем судової експертизи при Міністерстві юстиції України, головним редактором журналу, судовим експертом, кандидатом психологічних наук, доцентом Назаровим Олегом Анатолійовичем.