В социальной сети Facebook, пользователем Olga Zeveleva, 19 мая 2018 года, был опубликован информационный отчет о личном годичном опыте преподования в Кембриджском университете (г. Кембридж, Великобритания) курса "Глобальные социальные трансформации" для второкурсников на социологии. Со слов преподователя ему пришлось выучить целый словарь новых терминов, с которыми не знакомы даже британские преподаватели, работающие за пределами средневековых стен Оксбриджа (Оксфорда+Кембриджа). В отчете обобщен опыт как построения курса, так и проведения итогового занятия по проверке знаний студентами. Для справки: Зевелева Ольга Игоревна - кандидат социологических наук / PhD researcher in sociology, преподователь Кембриджского университета (University of Cambridge).
Текст сообщения (язык оригинала - русский, орфография и пунктуация авторская). Во-первых, курс — это ни курс, ни course, ни subject, ни class. Курс называется "paper", и он состоит из 12 тем, которые называются "эссе". Каждому эссе посвящены одна лекция и один семинар, распределенные по всему учебному году, и к каждому эссе лектор или ведущий семинара задает заранее прописанный в учебном плане вопрос. Семинар называется "supervision", ведущий семинара — "supervisor". Из 12 возможных "эссе" студент выбирает 6 по интересу и посещает к ним 6 лекций и 6 семинаров (supervisions). К семинарам студент пишет эссе в привычном смысле этого слова на ~2000 слов с ответом на вопрос. Ведущий семинара читает этот текст и обсуждает его со студентом на семинаре. Экзамен в конце года — тоже эссе, которое студент пишет на протяжении трех часов в аудитории в ответ на широкий вопрос, включающий в себя отсылки к двум-трем "эссе" из paper. Получается, что к концу года у студента накапливается 6 написанных эссе, которые складываются в багаж знаний о том, как писать, как формулировать аргументы, как связывать между собой 6 из 12 тем в рамках одного paper, и все это студент применяет на экзамене.
Расширение слов "paper" и "эссе" (обычно обозначающих "письменную работу") до "курса" и "темы" — это мощнейшая основа кембридского бакалавриата. Студент учит не темы, не предметы, и не набор теорий, а учится писать. Все, что студент слышит на лекциях и читает в статьях и книгах конвертируется в тексты с тезисом, аргументами, обоснованием аргументов.
Лекции читают преподаватели; семинары ведут преподаватели, постдоки, аспиранты. Весной каждого учебного года аспиранты берут на себя определенные темы эссе/семинаров на следующий учебный год, соответствующие теме исследований аспиранта. Можно взять целый paper, можно отдельные эссе. На двухчасовые лекции могут ходить сотни студентов, а часовые семинары ведутся в группах 1–3 человека. Ведущий семинара сам определяет, на какие дни на протяжении семестра назначить семинар, и когда студенту сдавать эссе. Некоторые проводят семинар за несколько дней до соответствующей теме лекции, чтобы студенты заранее прочитали и письменно осмыслили обязательную литературу. Я назначила все семинары на три-четыре дня после лекций, чтобы студенты успели обдумать и лекцию, и литературу, и включить свои мысли в эссе. Эссе сдаются обычно за 48 часов до семинара, так как каждый ведущий семинаров обязан дать письменный и устный фидбек каждому студенты по стилю, контенту, качеству аргументов. В рамках общей заданной структуры "6 вопросов — 6 эссе" остальные правила ведения семинаров очень расплывчатые. Некоторые посвящают весь семинар фидбеку по эссе, некоторые читают мини-лекции и задают вопросы для обсуждения в группе, можно придумывать и групповые задания. Мой руководитель рассказал, что когда-то очень давно, когда он вел семинары в Оксфорде, студенты вслух зачитывали свои эссе во время supervisions, потом обсуждали их с преподавателем.
Семинары проводятся в самых разных местах: мы сами бронируем разбросанные по всему городу таинственные "supervision rooms". Некоторые похожи на обычные небольшие аудитории, но чаще это просторные, почти не отапливаемые кабинеты с мягкими коврами насыщенных оттенков и глубокими креслами, расставленными полукругом возле камина. Иногда попадаются старые обеденные залы в особняках: там эхо, скрипят полы и не найти розеток, группируешься со студентами у одного конца длинного стола из темного дерева и листаешь их тексты при тихом свете кембриджских зимних закатов в три часа дня. Одно правило относительно места проведения семинаров недавно четко прописали на уровне университета: запрещено встречаться со студентами у себя в спальне или в комнатах с кроватью, хотя в углу одного из моих любимых кабинетов до сих пор стоит антикварная "психоаналитическая кушетка" темно-зеленого цвета с тонкой резьбой по дереву.
Эссе оцениваются по тому, насколько четко сформулирован аргумент в ответ на вопрос, как используется заданная по paper литература и эмпирические кейсы для обоснования аргумента. Из руководства моего курса больше всего понравился призыв бороться с "sloppy and careless thinking" в письме студентов, в сочетании с "awareness that cautious and discursive approaches can be as important as the more purely argumentative and self-assertive styles of writing" — то есть мы боремся с "небрежными и неаккуратным мышлением" и при этом помним, что "осторожные и дискурсивные подходы могут быть также важны, как более напористые и уверенные стили письма".
После года преподавания в таком стиле я поняла, что примерно таким же образом меня ведет в аспирантуре мой руководитель PhD. В Кембридже знание — это письмо.
Примеры вопросов:
1. How does neoliberalism affect racial, class, and gender hierarchies?
2. What are the strengths and weaknesses of the description of the nation state system as a system of global apartheid?
3. What would we gain from bringing an intersectional perspective to the discussion of the natural disasters?
4. How can beauty pageantry allow us to investigate the racial and gender asymmetries of globalization processes?
5. To what extent can cosmetic surgery be thought of as global social problem while also challenging women’s beauty practices?
6. How is sex tourist work reproducing racism?
7. Does computer mediated communication destroy “centered” ethnic and national identities?
8. Has computer-mediated communication enabled a more public or more private citizenship?
9. What are the roles of the institutions of global governance in changes in the global division of labour?
P.s. Описанная в новостной заметке система обучения показана в фильме «Люби́тели исто́рии» (англ. The History Boys) — художественный фильм, снятый британским режиссёром Николасом Хитнером по одноимённой пьесе Алана Беннетта в 2006 году. Сюжет: честолюбивый директор одной из йоркшкирских школ создал группу из наиболее успешных выпускников, цель которых — возможное поступление на бесплатное обучение в Оксфордский или Кембриджский университет. Для ребят были созданы максимально благоприятные условия, по специальной программе с ними занимались лучшие школьные преподаватели и приглашённый учитель, по слухам сам недавно окончивший Оксфорд и имевший ясное представление о стратегии поведения своих подопечных во время приёмных экзаменов.