В новостной заметке предлагается для ознакомления информация опубликованная на сайте Министерства юстиции Украины 06.08.2013г. под заголовком "До питання кадрового забезпечення науково-дослідних установ судових експертиз Міністерства юстиції України" в авторстве заместителя начальника Управления - начальника отдела организационного и нормативно-правового обеспечения Управление экспертного обеспечения правосудия О.Н.Стельмах и начальника отдела научно-методического обеспечение Управления экспертного обеспечение правосудия Н.Г. Ткаченко.
Судебными экспертами научно-исследовательских учреждений судебных экспертиз Минюста (далее - НИУСЭ) на сегодня проводятся экспертные исследования по восьмидесятью направлениям в разных областях знаний, в частности криминалистические, инженерно-технические, экономические, товароведческие, в сфере интеллектуальной собственности, психологические, искусствоведческие, экологические и другие исследования. Заключения судебных экспертов основываются на использовании специальных знаний и направленны на обеспечения правоохранительных и судебных органов независимой объективной экспертизой, ориентированной на максимальное использование достижений науки и техники. Согласно процессуальному законодательству Украины заключения судебных экспертов могут предоставляться лишь лицами, которые отвечают требованиям Закона Украины "О судебной экспертизе" (далее - Закон ). Так статьей 10 Закона установлено, что судебными экспертами могут быть лица, которые имеют необходимые знания для предоставления заключения по исследуемым вопросам. Судебными экспертами государственных специализированных учреждений могут быть специалисты, которые имеют соответствующее высшее образование, образовательно-квалификационный уровень не ниже специалиста, прошли соответствующую подготовку и получили квалификацию судебного эксперта по определенной специальности.
Учитывая, что государственные судебные эксперты находятся в трудовых отношениях с государственными специализированными учреждениями они занимают должности разных категорий, которые в зависимости от круга полномочий имеют свои характерные признаки относительно квалификационных требований. Должность судебного эксперта по своей природе является исключительной, поскольку имеет определенные особенности. С одной стороны, работа эксперта состоит в проведении с применением своих специальных знаний (из практически неограниченного круга вопросов - науки, техники, ремесла и т.п.) научно обоснованного исследования для установления фактов, которые имеют доказательное значение во время расследования и рассмотрения дел в судах, с другой - судебный эксперт получает статус процессуального лица во время предоставления заключения и таким образом в своей профессиональной деятельности объединяет статус специалиста из соответствующей области знаний, научного работника и процессуального лица. Кроме того согласно статей 384, 385 Уголовного кодекса Украины судебные эксперты могут быть привлечены к уголовной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Это существенно отличает работу профессионального судебного эксперта от других профессионалов в соответствующих областях знаний - работников учреждений, предприятий и организаций разных секторов экономики.
При этом в НИУСЭ Минюста предусмотрены также должности научных сотрудников, основным заданием которых является проведения прикладных научных работ, в том числе и поисковых, связанных с разработкой новых и усовершенствованием существующих методик проведения судебных экспертиз. Научные сотрудники, как правило также имеют квалификацию судебного эксперта и привлекаются к проведению сложных комиссионных, комплексных и повторных судебных экспертиз. Поэтому создание надлежащего кадрового состава высококвалифицированных профессионалов экспертных учреждений Минюста нуждается в установлении особых требований к лицам, которые могут занимать должности судебных экспертов и руководителей разных уровней НИУСЭ.
Согласно статье 8 Закона организационно-управленческие принципы деятельности государственных специализированных учреждений возлагаются на министерства и другие центральные органы исполнительной власти, к сферы управления которых принадлежат государственные специализированные учреждения, которые осуществляют судебно-экспертную деятельность. Согласно подпункту 83 пункта 4 и подпунктом 2 пункта 5 Положение о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 395 (далее - Положение) Минюст с целью организации деятельности НИУСЭ, что принадлежит к сферы его управления, в установленном порядке осуществляет отбор кадров на руководящие должности и назначает и освобождает с должностей их руководителей. С целью качественного и надлежащего отбора кадров, повышение профессионального уровня судебных экспертов, содействие в подготовке квалифицированных экспертных кадров, предоставления методической помощи и распространения среди экспертного среды высоконравственных принципов, и на основании вышеупомянутых положений законодательства Министерством юстиции разработано и приказом от 19.04.2012 № 611/5 утвержден Справочник квалификационных характеристик должностей работников научно-исследовательских учреждений судебных экспертиз Министерства юстиции (далее - Справочник), который согласовано с Министерством социальной политики Украины и Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Согласно названию этого документа в его основу положены должностные признаки, поскольку квалификационные требования к работникам НИУСЭ определяются их должностными обязанностями, которые в свою очередь предопределяют наименование должности. Указанный Справочник является документом, который содержит типовые квалификационные характеристики должностей работников НИУСЭ и устанавливает требования к содержанию профессиональной деятельности и квалификации работников НИУСЭ.
В частности в Справочнике определено квалификационные характеристики должностей руководителей НИУСЭ, к которым относятся директор, заместитель директора, ученый секретарь, заведующий отделением, заведующий лабораторией, заведующий отделом (самостоятельного), заведующий сектором. Также в Справочнике детально прописано квалификационные требования к лицам, которые могут занимать должности профессионалов НИУСЭ, в частности: судебных экспертов, в том числе главного, руководящего и старшего судебного эксперта, научных сотрудников (главного, руководящего, старшего, научного и младшего научного сотрудника).
Основной целью создания такого Справочника является содействия решению вопросов эффективного разделения труда между работниками НИУСЭ, обеспечение единства при определении их должностных обязанностей. Положение указанного Справочника является основанием для разработки и утверждения должностных инструкций работников НИУСЭ, в которых отмечается конкретный перечень их должностных прав и обязанностей, исходя из задач, функций, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами, уставами НИУСЭ соответствующего экспертного учреждения. Рядом с тем, Справочник также является базой во время разработки уставов НИУСЭ и положений об их структурных подразделений в части прав и обязанностей руководителей, отбора и расстановки кадров, осуществление контроля за соответствием работника его специальности и квалификации, конкурсного отбора и аттестации работников, организации стажировки, разработка и усовершенствование программ подготовки и повышения квалификации работников согласно содержанию их профессиональной деятельности.
Например, согласно Справочнику на должность директора НИУСЭ может быть назначено лицо которое имеет полное высшее образование с образовательно-квалификационным уровнем специалиста или магистра и стаж работы по специальности не менее 15 лет, в том числе: опыт работы в области судебной экспертизы или научной работы не менее 5 лет, а при наличии научной степени доктора или кандидата наук - не менее 3 лет; опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
При этом директор должен знать: Конституцию Украины, законы Украины "О судебной экспертизе", "О научной и научно-технической деятельности", другие нормативно-правовые акты, которые регламентируют судебно-экспертную и научную деятельность; основы международного и европейского законодательства по вопросам судебной экспертизы; основы экономики, финансов и управления; этику делового общения; основы научной организации работы; правила и нормы охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности; основные положения трудового законодательства. Таким образом,лицо, которое не отвечает вышеуказанным квалификационным требованиям не может принимать участие в конкурсе на замещение вакантной должности директора НИУСЭ и быть назначеной на должность руководителя экспертного учреждения Минюста.
С момента внедрения Справочника НИУСЭ совместно с Минюстом проведена работа по оптимизации структуры экспертных учреждений, в частности за счет уменьшения количества руководящих должностей увеличены штаты количества должностей судебных экспертов. Такие изменения направленные на максимально эффективное использование кадрового потенциала. Исходя из показателей работы НИУСЭ за последние месяцы наблюдается улучшения результатов экспертной работы, а именно сокращение сроков проведения сложных многообъектных экспертиз. В настоящее время в нашей стране общая численность судебных экспертов всех государственных специализированных экспертных учреждений и тех, что осуществляют судебно-экспертную деятельность самостоятельно на профессиональной основе (частных) насчитывает около восьми тысяч специалистов в разных областях знаний, которыми ежегодно проводится свыше миллиона судебных экспертиз. Единые подходы к надлежащему отбору кадров дают возможность обеспечить надлежащий уровень квалификации этих специалистов и как следствие качество, высокий научный уровень и обоснованность экспертных заключений.
Целесообразным считаем внедрение таких требований и к государственным экспертам других государственных специализированных учреждений (МВД, СБУ, Минобороны, Госпогранслужбы и МОЗ). Также, учитывая большое значение результатов работы судебного эксперта и его ответственность по предоставлению полных и обоснованных заключений, заслуживает внимания предложение относительно внедрения отдельных квалификационных требований и к лицам, которые намерены осуществлять судебно-экспертную деятельность как частные эксперты, а именно в части требований к стажу работы по специальности.
Учитывая изложенное, по нашему мнению предложение относительно внедрения квалификационных требований к лицам, которые намерены получить квалификацию судебного эксперта должны быть законодательно закрепленная, поэтому такие положения целесообразно отобразить в проекте новой редакции Закона Украины "О судебно-экспертной деятельности".
По материалам http://www.minjust.gov.ua