На Министерство юстиции Украины в соответствии с Законом Украины "О судебной экспертизе" возложена функция экспертного обеспечения правосудия. Согласно этому Закону Министерство юстиции Украины является ведущим органом центральной исполнительной власти в обеспечении судебной экспертизой правоохранительных органов и судей. В новостной заметке предлагается для ознакомления информация опубликованная на сайте Министерства юстиции Украины 09.08.2004г. под заголовком "Питання розгляду звернень громадян у сфері судової експертизи" в авторстве ведущего специалиста управления экспертного обеспечения правосудия Министерства юстиции Украины О.А. Березиной.
Назначение и проведение судебной экспертизы регулируются действующим процессуальным законодательством Украины, Законом Украины "О судебной экспертизе" и другими нормативно - правовыми актами по вопросам судебно - экспертной деятельности, а именно: Инструкцией о назначении и проведении судебных экспертиз, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 08.10.1998 года № 53/5, Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам, вызываемым в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда или органов, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, и выплаты государственным научно-исследовательским учреждениям судебной экспертизы за выполнение их работниками функций экспертов и специалистов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 01.07.1996 года № 710.
Согласно подпункту 19 пункта 4 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 30.12.1997 года № 1396, Министерство юстиции Украины является организующим и координирующим органом подчиненных научно-исследовательских институтов судебных экспертиз.
Одной из главных задач в соответствии с вышеупомянутым Положением является рассмотрение обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к его компетенции.
Как свидетельствует практика рассмотрения обращений граждан по вопросам судебной экспертизы, в большинстве случаев граждане обращаются в Министерство юстиции Украины (далее Министерство) за разъяснением норм и положений действующего законодательства, по вопросам несогласия с заключением судебного эксперта, назначение повторной экспертизы и ее проведения, а также предоставление оценки заключения судебного эксперта и информации из Реестра аттестованных судебных экспертов государственных и предпринимательских структур и граждан, и т.д..
Прежде чем рассматривать вышеупомянутые вопросы, следует остановиться на понятии судебной экспертизы и ее процессуальном аспекте.
Судебная экспертиза - это исследование экспертом на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов, которые содержат информацию об обстоятельствах дела, находящегося в производстве органов дознания, досудебного следствия или суда (статья 1 Закона Украины "О судебной экспертизе").
Перечень государственных специализированных учреждений, осуществляющих судебно - экспертную деятельность, определен статьей 7 Закона Украины "О судебной экспертизе". Одними из них являются научно-исследовательские учреждения судебных экспертиз Министерства.
Относительно вопросов назначения и проведения судебной экспертизы, а также оценки заключения судебного эксперта следует отметить, что это является компетенцией следственных органов и суда в соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее ГПК) и статьей 75 Уголовно - процессуального кодекса Украины (далее УПК, действовавший до 2012 года).
При необходимости проведения экспертизы компетентный орган составляет мотивированное постановление, в котором указывает основания для проведения экспертизы, фамилия эксперта или название учреждения, экспертам которого поручается провести экспертизу, вопросы, по которым эксперт должен дать заключение, объекты, которые должны быть исследованы, а также перечисляет материалы, предъявляемые эксперту для ознакомления.
Заключение эксперта, который предоставляется суда экспертом, является процессуальным документом и в соответствии со статьями 65 УПК Украины и 27 ГПК Украины может служить доказательством по делу. Следует отметить, что заключение эксперта не является обязательным для суда и оценивается судом в совокупности с другими доказательствами (статьи 60, 62 ГПК Украины и статья 75 УПК Украины).
Следует подчеркнуть, что эксперт несет личную ответственность за предоставленный вывод, и никто не имеет права вмешиваться в проведение судебной экспертизы (абзац 2 статьи 4 Закона Украины "О судебной экспертизе", статья 384 Уголовного кодекса Украины).
Оценку доказательствам, в частности проведенной экспертизе, дает суд, прокурор и следователь в соответствии со статьей 67 УПК Украины и статьи 62 ГПК Украины. В случае, когда результаты проведенной экспертизы вызывают сомнение, гражданин имеет право подать ходатайство следователю (судьи), в производстве которого находится дело, о назначении повторной экспертизы другим экспертам научно-исследовательских институтов судебных экспертиз или другим экспертам, которые внесены в Реестр в соответствии со статьей 61 ГПК Украины и статьей 75 УПК Украины.
Если при рассмотрении дела судом будет выявлено нарушение законности со стороны эксперта и на это обращено внимание отдельным постановлением, Министерством принимаются меры относительно ответственности эксперта (ст.340 УПК Украины, 235 ГПК Украины).
В соответствии с пунктом 8 Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз сроки проведения экспертиз устанавливаются руководителем экспертного учреждения в пределах:
до 10 дней - по материалам с небольшим количеством объектов и не сложных по характеру исследований экспертиз;
до 1 - го месяца - по материалам с большим количеством объектов или сложных по характеру исследований.
Если экспертиза не может быть выполнена в указанные сроки, больший срок устанавливается по договоренности с органом или лицом, который назначил экспертизу, после предварительного изучения экспертом предоставленных материалов. Предварительное изучение не должно превышать пяти дней.
В срок проведения экспертизы не включается срок выполнения ходатайств эксперта, связанных с истребованием дополнительных материалов или устранением других недостатков, допущенных лицом или органом, назначили экспертизу.
Организационное, материально - техническое обеспечение выполнения экспертизы, контроль за своевременным ее проведением и соблюдением законов и других нормативно - правовых актов по вопросам экспертизы возлагаются на руководителя экспертного учреждения (пункт 6 вышеуказанной Инструкции).
Необходимо также обратить внимание на то, что экспертные учреждения Министерства имеют право предоставлять организациям и гражданам услуги в области судебной экспертизы в соответствии с пунктом 7 Перечня государственных платных услуг, которые предоставляются научно - исследовательскими институтами судебных экспертиз Министерства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 07.08.1999 года № 1432.
Результаты исследований, которые выполняются по поручению органов нотариата, таможни, а также по просьбе предприятий, учреждений, организаций и граждан, излагаются в письменных заключениях специалистов, согласно пунктам 3, 42 Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз. В отличие от заключения эксперта, имеющего статус процессуального действия (т.е. судебная экспертиза проводится на основании предусмотренного законом процессуального документа), заключение специалиста не является процессуальным документом и носит консультационный (информационный) характер, кроме того, специалист при предоставлении заключения не предупреждается об уголовной ответственности.
Отмечаем, что лицо, принимающее участие в деле, может обратиться в суд с ходатайством о вызове специалиста в судебное заседание для дачи объяснений и привлечения заключения специалиста к делу на основании статьи 46 ГПК Украины и 66 УПК Украины.
Обращаем внимание и на то, что экспертные учреждения имеют право организовывать проведение комплексных экспертиз, сущность которых заключается как в сочетании различных видов экспертиз, указанных Инструкции, так и в сочетании с другими видами судебных экспертиз, с целью удовлетворения следственной и судебной практики в соответствии с пунктом 2 инструкции.
Следует подчеркнуть, что экспертом может быть любое лицо, имеющее необходимые знания, квалификацию и опыт работы в соответствующей области знаний в соответствии со статьей 10 Закона Украины "О судебной экспертизе", статьи 75 УПК Украины, статьи 57 ГПК Украины и статьи 41 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.
Статьей 7 указанного выше Закона предусмотрено, что судебно - экспертная деятельность может осуществляться на предпринимательских началах, а также по разовым договорам . Однако органы дознания, досудебного следствия и суды обязаны поручать проведение судебных экспертиз преимущественно специалистам, внесенным в Реестр, согласно статье 9 Закона Украины "О судебной экспертизе".
Подчеркиваем, что проведение экспертизы по разовым договорам может иметь место лишь в случаях, когда провести ее в другом порядке невозможно (нетрадиционные виды исследования), в соответствии с абзацем 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 30.05.1997 года № 8.
В соответствии со статьей 9 Закона Украины "О судебной экспертизе" на Министерство возложена функция ведения Государственного реестра аттестованных судебных экспертов государственных и предпринимательских структур и граждан (далее Реестр), в который внесены как судебных экспертов государственных специализированных учреждений (Министерство юстиции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины и Министерства обороны Украины), так и физических лиц, которые в соответствии со своими уставными полномочиями профессионально и систематически занимаются судебно - экспертной деятельностью и согласно Положению об экспертно - квалификационных комиссиях и аттестации судебных экспертов прошли стажировку в научно-исследовательских институтах судебных экспертиз, сдали квалификационные экзамены из предусмотренных указанным Положением видов экспертных специальностей и получили квалификацию судебного эксперта.
Подытоживая, отмечаем, что Министерство в области судебной экспертизы является организующим и координирующим органом подчиненных научно-исследовательских институтов судебных экспертиз, в компетенцию которого не принадлежат назначении и проведении судебных экспертиз, а также предоставления правовой оценки действиям судебных экспертов. Оценку доказательствам, в частности проведенной экспертизе, в соответствии с действующим законодательством дает суд, прокурор и следователь. Именно на это обращаем внимание граждан, которые, к сожалению, как показывает практика, недостаточно полно понимают деятельность Министерства и возложенные на него обязанности.
Также необходимо обратить внимание на порядок оформления обращения граждан в соответствии с Законом Украины "Об обращениях граждан", а именно:
- в обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования;
- письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты (статья 5 Закона).
Обращение может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).
Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления, кроме случаев, когда обращение, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Также рассмотрению не подлежат повторные обращения одним и тем же органом от одного же и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, а также те обращения, сроки рассмотрения которых предусмотрено статьей 17 настоящего Закона, и обращения лиц, признанных судом недееспособными.
Статьей 20 Закона установлено, что обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа устанавливает необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней.
Список использованной литературы:
1. Закон України "Про судову експертизу" від 24.02.1994 року;
2. Положення про Міністерство юстиції України від 30.12.1997 року № 1396;
3. Інструкція про призначення та проведення судових експертиз від 08.10.1998 року № 53/5;
4. Кримінально-процесуальний кодекс України;
5. Цивільний процесуальний кодекс України;
6. Господарський процесуальний кодекс України;
7. Закон України "Про звернення громадян" із змінами і доповненнями від 13.05.1999 року.
По материалам http://www.minjust.gov.ua