03 апреля 2018 года в Верховном Совете Украины зарегистрирован Проект Закона о судебной экспертизе и самоуправления судебных экспертов. Инициатором законопроекта выступил народный депутат Украины Игорь Александрович Лапин. Целью законопроекта является изменение подхода к системе проведения судебных экспертиз и повышение роли и статуса эксперта как процессуального лица. На сегодняшний день важно сформировать систему независимых от органов власти судебно-экспертных учреждений для обеспечения верховенства права и независимости правосудия. Для регулирования этих вопросов закона, принятого в 1994 году, сегодня уже недостаточно.
Авторами законопроекта являются:
- Лапин Игорь Александрович - народный депутат Украины
- Круть Александр Васильевич - директор ООО «Центр судебных экспертиз« Альтернатива»
- Овчар Ирина Владимировна - помощник-консультант народного депутата Украины
- Педь Ирина Валерьевна - управляющий партнер экспертной группы S & D, судебный эксперт
- Петренко Сергей Анатольевич - руководитель Центра экспертных исследований Научно-исследовательского института интеллектуальной собственности Национальной академии правовых наук Украины, кандидат юридических наук, судебный эксперт
- Семенюк Александр Петрович - директор Общества с ограниченной ответственностью «Киевский независимый судебно-экспертное учреждение»
- Сопова Екатерина Андреевна - заместитель руководителя Центра экспертных исследований Научно-исследовательского института интеллектуальной собственности Национальной академии правовых наук Украины, судебный эксперт
- Тверезенко Елена Алексеевна, заведующая сектором использования и передачи прав интеллектуальной собственности Научно-исследовательского института интеллектуальной собственности Национальной академии правовых наук Украины
- Ясинская Наталья Владимировна - помощник-консультант народного депутата Украины
Основаниями для принятия нового закона о судебной экспертизе и самоуправлении судебных экспертов являются по мнениюего авторов:
Во-первых, в стране продолжается судебная реформа, а судебная экспертиза является одной из составляющих судебной системы. После изменения процессуального законодательства появилась дополнительная потребность отрегулировать законодательство в сфере судебной экспертизы и представить соответствующий системный законопроект.
Во-вторых, практика проведения судебных экспертиз, запросы тех, для кого проводится судебная экспертиза, вышли за пределы действующего законодательства и регулируются подзаконными актами, решениями судов и разъяснениями органов исполнительной власти.
В-третьих, до сегодняшнего дня у судебных экспертов не налажена система самоуправления, и законодательством предусмотрена только зависимость судебных экспертов от органов власти в их работе. Такая ситуация неприемлема, учитывая специфику работы судебных экспертов и сам факт независимости судебной системы.
Законопроектом определяются составляющие, которые закладывают основу судебно-экспертной деятельности в Украине. Действующий Закон Украины «О судебной экспертизе» был принят 25 февраля 1994 года. Практика применения этого нормативного акта подтвердила необходимость и важность такого основополагающего правового регулятора отношений в сфере судебно-экспертной деятельности.
Однако сформулированные в указанном Законе нормы нуждаются не только в совершенствовании и уточнении, но и в формировании новой парадигмы принципов работы судебных экспертов. Прежде всего, это касается статей, которые закрепляют основные принципы осуществления судебно-экспертной деятельности, определяют статус судебных экспертов и обеспечивают их самоуправление.
Проектом Закона предлагается усовершенствовать регулирование судебно-экспертной деятельности на законодательном уровне с целью создания условий для надлежащего и эффективного экспертного обеспечения правосудия, в частности связанных с проведением судебной реформы.
Согласно законопроекта, помимо атестованных судебных экспертов, проведение судебной экспертизы может быть поручено специалистам в определенной области науки, техники, искусства, ремесла, в частности в следующих случаях:
1) назначение судебной экспертизы по специальности, не предусмотренных перечнем видов судебных экспертиз;
2) необходимость привлечения в качестве судебного эксперта специалиста иностранного государства в соответствии со статьей 52 настоящего Закона;
3) отсутствие в Едином реестре судебных экспертов Украины экспертов, аттестованных по необходимой специальности, на дату назначения экспертизы;
4) в иных предусмотренных законом случаях.
Специалисты в данной области науки, техники, искусства, ремесла во время выполнения судебной экспертизы приобретают статус судебного эксперта.
Карточка законопроекта № 8223 от 03.04.2018 Проект Закона о судебной экспертизе и самоуправления судебных экспертов - http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=63780