30 лет назад в июне 1988 года в США был принят Закон ограничивающий использование полиграфа в коммерческих компаниях по причине низкой образовательной подготовки полиграфологов и не этических действий работодателей с результатами полиграфа в стране. 27 июня 1988 года президентом США был подписан Закон о защите работников от полиграфа (англ. - Employee Polygraph Protection Act, сокр. - ЕРРА), который вступил в силу 27 декабря 1988 года. Данный законодательный акт существенно ограничил права работодателей применять тестирование на полиграфе в США при приеме на работу кандидатов либо во время работы в коммерческих компаниях. Под действие Закона не подпадают федеральные, местные органы власти, а также органы власти всех штатов, правоохранительные структуры, которые занимаются разведывательной, контрразведывательной деятельностью, а так же вопросами национальной безопасности, обороны, имеющие допуск к государственной тайне, в том числе и Министерство энергетики США связанное с деятельностью по использованию атомной энергии.
Библиографическое описание: Назаров О.А. 30 лет Закону США о защите граждан от полиграфа в стране: исторические и правовые особенности нормативного документа. Судово-психологічна експертиза. Застосування поліграфа та спеціальних знань в юридичній практиці: Електронний журнал / [редкол.: Назаров О. А. (голов. ред.) та ін.]. К., 2018. № 1 (18).
Данный Закон определил, что тестирование на полиграфе в коммерческих компаниях может проводиться только в отношении:
- сотрудников, которые по разумным причинам подозреваются в причастности к инциденту на рабочем месте, который привел к материальному ущербу для работодателя и которые имели доступ к украденной, уничтоженной, испорченной собственности, которая и является предметом проводимого расследования. В данном случае сотруднику должны быть сообщены устно или письменно основания обоснованного подозрения работодателя о том, что работник может быть причастен к такому инциденту или во влечен в противоправную деятельность связанную с ним;
- при приеме на работу сотрудников охранных фирм, которые защищают средства, материалы или операции, влияющие на здоровье или безопасность, национальную безопасность или валюту и другие подобные ценности;
- при приеме на работу сотрудников фармацевтических и других фирм, уполномоченных производить, распространять или распределять наркотические контролируемые вещества, которые будут иметь прямой доступ к таким контролируемым веществам, а также в отношении работающих сотрудников, которые имели доступ к лицам или собственности, являющейся предметом незавершенного уголовного расследования.
Нарушение норм Закона влечет наложение штрафа на виновного лица в размере 20 521 долларов США по состоянию на 01.03.2018 года. Типами нарушений согласно Закона являются:
1. Требование, запрос, предложение или побуждение работника или кандидата на работу к сдаче теста на полиграфе или использование, принятие, обращение или запрос о результатах любого теста любого работника или кандидата на работу, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
2. Принятие неблагоприятных мер или дискриминация любым способом против любого работника или кандидата на работу на основании отказа работника или кандидата на работу от сдачи теста на полиграфе, за исключением случаев, предусмотренных в Законе.
3. Дискриминация или ответный иск к сотруднику или кандидату на работу в случае нарушения его прав согласно Закону;
4. Раскрытие информации, полученной во время тестирования на полиграфе, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
5. Несоблюдение норм, требуемых Законом.
6. Сопротивление, противодействие, сдерживание, запугивание или вмешательство должностного лица коммерческой компании в ход проведения расследования, инспекции или других функций правоохранительных органов при проведении проверки иска сотрудника в соответствии с Законом.
Кроме того, работодатели должны разместить нижеуказанный плакат на рабочем месте, объясняющий EPPA для своих сотрудников.
Результаты тестирования не могут быть раскрыты никому, кроме работодателя или работника / кандидата на должность без их согласия или, в соответствии с постановлением суда, в суд, государственному учреждению, арбитражному управляющему или медиатору. Лицо прошедшее тестирование на полиграфе имеет право на дополнительное расследование «негативных» результатов в случае их получения (оценка качества проведенного исследования).
В США деятельность полиграфолога является лицензируемой и привлекаясь к проведению тестирований на полиграфе, полиграфолог должен иметь действительную и действующую лицензию, если это требуется государством, а так же иметь страховку профессиональной ответственности связанную с возможностью предъявления претензий полиграфологу за последствия ошибок, допущенных им при выполнении профессиональных обязанностей, указанных в страховом полисе в размере не менее 50 000 долларов США. Кроме этого, в тех случаях, когда в соответствии с Законом разрешено проведения тестирований на полиграфе, действия полиграфолога подчиняются строгим стандартам, касающимся проведение тестирования, а так же процедурным этапам исследования: предтестовый этап, этап тестирования на полиграфе и послетестовый этап.
Согласно Закону, под полиграфом понимаются различные приборы, которые могут иметь название: детектор лжи, децетограф, анализатор стресса голоса, психологический стресс-оценщик или аналогичное устройство (будь то механическое или электрическое), используемое для предоставления диагностического заключения относительно честности или нечестность личности. Полиграф означает инструмент, который записывает непрерывно, визуально, постоянно и одновременно изменения сердечно-сосудистых, дыхательных систем и электрической активности кожи в качестве минимальных параметров и используется для предоставления диагностического заключения о честности или нечестности личности.
Достаточно интересным является письмо Joseph P. Buckley президента компании Джона Э. Рида и партнеров (Чикаго, Иллинойс) накануне принятия Закона США о защите работников от полиграфа в феврале 1988 года в конгресс США (конгрессмену Джону Хайнцу) с ходатайством о не поддержании указанного Закона в Конгрессе США при голосовании. Согласно текста письма известного американского полиграфолога, принятие законопроекта фактически запретит всем частным работодателям использовать полиграфологическую технику в ситуациях отбора кандидатов на работу или проведении проверок уже работающих сотрудников по таким на тот момент важным вопросам как употребление наркотиков на рабочем месте и жалобы о сексуальных домогательствах. Кроме этого, в 1988 году, как сообщает Joseph P. Buckley, в США сложилась катастрофическая ситуация, которая была известна Американской ассоциации полиграфологов о массовых злоупотреблениях среди работодателей, которые произошли в результате ненадлежащего придерживания процедуры тестирования на полиграфа, как некомпетентными полиграфологами, так и не этичными работодателями. Однако Joseph P. Buckley выразил убежденность, что американское профессиональное полиграфологическое сообщество решительно поддерживает как необходимые образовательные усилия, так и меры регулирования (желательно на государственном уровне) использования полиграфа, а не усилия направленные запретить использование полиграфа. Кроме этого в канун голосования за законопроект в США полиграфологическим сообществом были подготовлены несколько важных документов, которые касались как уровня образовательной подготовки полиграфологов, так и информационных материалов для лиц, которые проходят тестирование на полиграфе, а именно: руководящие принципы правового использования полиграфа, образовательная подготовка полиграфолога, а так же памятка, что каждый должен знать о тестировании на полиграфе. В письме звучал призыв продолжить работу направленную на регулирование вопроса о правильности использования полиграфа в США ввиде установления требований к надлежащему образовательному уровню подготовки полиграфологов и не допущении запрета использовать полиграф в частной сфере.
Выводы: непрофессиональная деятельность полиграфологов возникшая по причине некачественного их обучения либо невыполнения всех этапов проведения исследований на полиграфе, а так же как следствие неэтичные действия заказчика с результатами исследований на полиграфе приводят к необходимости ужесточению требований к регулированию этой профессиональной деятельности со стороны государства (лицензирование, в том числе и страхование от непрофессиональных действий), а так же ограничения перечня ситуаций в которых данное исследование разрешается для проведения.
Для примера в Украине ситуация носит похожий начальный характер, в связи с тем, что средняя продолжительность обучения полиграфологов в стране составляет 200 академических часов, при международных требованиях в объеме около 400, что не может в будущем не сказаться на качестве проведенных за определенный промежуток времени данными полиграфологами исследований. Кроме этого в 2016 году в Украине был зарегистрирован национальный стандарт ДСТУ 8692:2016, которому не может в полном объеме в настоящий момент соответствовать ни один полиграф серийно изготовляемый в мире, при том, что он указан как обязательный в ряде нормативных документов Украины. Однако внесение необходимых изменений в данный ДСТУ заинтересованными организациями, государственными структурами, частными лицами препятствуется как со стороны некоторых профессиональных общественных организаций, так и ряда правоохранительных структур по неизвестным причинам. 15 июня 2018 на базе Технического комитета 20 «Информационные технологии» Национального органа стандартизации Украины под председательством главы подкомитета ПК 37 ТК 20 д.тех.н. Романова В.А. состоялся круглый стол о внесении изменений в ДСТУ 8692: 2016 Полиграфы. Технические условия. По итогам проведенного круглого стола, его всеми участниками было поддержано предложение создать рабочую группу по наработке изменений, которые необходимо внести в положения ДСТУ 8692: 2016 и предоставить кандидатуры участников рабочей группы. Все субъекты полиграфологической деятельности Украины все таки надеются на дальнейшую конструктивную работу в этом вопросе.
Нормативные документы:
- Text of the Employee Polygraph Protection Act - 29 U.S. Code Chapter 22. - Режим доступа: http://finduslaw.com/employee_polygraph_protection_epp_29_u_s_code_chapter_22
- Веб-сайт Департамента труда США по EPPA. - Режим доступа: https://www.dol.gov/whd/polygraph